Ранняя Литургия и чин Торжества Православия в 1-ю неделю Великого поста
«ПРАВОСЛАВИЯ ДЕНЬ ПРАЗДНУЮЩЕ, НАИПАЧЕ ПРОСЛАВИМ ВИНОВНИКА ВСЕХ БЛАГ БОГА…»
В неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, в храме Константина и Елены прошли праздничные богослужения.
По окончании ранней Литургии иерей Максим Павленко в сослужении духовенства возглавил чин Торжества Православия, после чего возглавил позднюю Литургию.
Чин Торжества Православия впервые был совершен в 843 году в Константинополе святителем Мефодием, в ознаменование восстановления иконопочитания и победы над ересью иконоборчества.
Ересь иконоборчества представляла большую опасность для православия, а сам период иконоборчества был весьма длительным (было два периода: 726–780 и 815–842 гг.).
Традиция создания икон и священных изображений восходит к самому началу существования Церкви. Создавая эти образы, Церковь чтила Бога и Его воплощение, пришествие в мир, Богородицу и святых. Иконоборцы же неправильным образом интерпретировали заповедь «не сотвори себе кумира», и объявили иконы идолами. Эта идея нашла поддержку у императора, при поддержке которого начались гонения: громили монастыри и храмы, уничтожали иконы, защитников икон преследовали, подвергали пыткам, заключению и даже убивали.
В 787 году состоялся седьмой Вселенский собор, восстановивший иконопочитание, и утвердивший догмат об иконах: «Ибо честь воздаваемая образу (т.е. иконе) переходит к первообразному (т.е. к Богу), и покланяющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней». И что не менее важно, изображая Иисуса Христа, Церковь свидетельствует о реальном воплощении Бога, Его пришествии в мир.
После собора снова произошла вспышка иконоборчества, однако затем оно исчезло, и почитание икон более не подвергалось сомнению.
В дальнейшем чин Торжества Православия стали совершать ежегодно, соединив с идеей торжества Церкви над всеми ересями вообще.