Новости,  О Вере

Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

   Рассказ о сегодняшнем празднике от известного литургиста священника Михаила Желтова: “В первый день поста празднуется праздник в честь Креста Христова. Народное название праздника — «первый Спас»: этот день посвящен Христу-Спасителю, а далее в Успенском посту нас ждут праздники Преображения Господня («второй Спас») и, сразу по окончании поста, Нерукотворного Образа Спасителя («третий Спас»).
   В службе праздника «первого Спаса» соединены песнопения в честь Креста Христова, в значительной мере заимствованные из службы Крестопоклонной недели Великого поста, и в честь Маккавеев (семеро юных братьев, принявших мученическую смерть еще до Воплощения Христа: во время эллинистической оккупации Палестины они отказались нарушить заповеди отцов и исполнить приказы языческого правителя о поклонении идолам и о поедании свинины, как это делали греки: тут, кстати, можно провести параллель с начинающимся  постом). Помимо песнопений, состоится и само поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели.
   Почему 1 августа вдруг совершается поклонение Кресту по чину 3-й недели Великого поста? Главная причина кроется в том, что таков был обычай древнего Константинополя: в последнюю неделю июля и первую неделю августа подлинную частицу Животворящего Древа Креста Господня носили по всему городу и последовательно погружали во все городские хранилища пресной воды. Вода в это время года была особенно подвержена порче, но погружение в нее святыни явно помогало предотвратить это и делало воду из болезнетворной — животворной. Так возник и чин малого освящения воды, который согласно церковному уставу и должен-то совершаться лишь раз в году: 1 августа по старому стилю (это уже практика допускает частое его совершение: в нашем храме, например, каждое воскресенье). Есть, кстати, и обратная связь Крестопоклонной недели с праздником Происхождения честных Древ Креста Господня (официальное название «первого Спаса»): на Крестопоклонную неделю читается отрывок из Евангелия, непосредственно предшествующий рассказу о Преображении, — и вот мы поклоняемся Кресту, а скоро будем торжествовать и Преображение.
   Наконец, есть у этого праздника и еще один аспект: в середине XII века святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский — а он не просто один из святых князей, он заложил духовную основу всей последующей владимиро-суздальской, а затем и московской, традиции, отличной от традиций Киева и Новгорода и сделавшейся корнем самой идеи Московской Руси — установил праздновать 1 августа день Всемилостивого Спаса.
   На «первый Спас» принято было приносить пожертвование в виде свежесобранного меда — и так принесенное становилось святыней, жертвой Богу и Церкви; а в благодарность Церковь молилась за приносящих мед”.